рейтинг сайтов мануальная терапия
мануальная терапия

ГЛАВНАЯ страница иглорефлексотерапия массаж-виды психологический тренинг специалисты
В древней медицине Китая применялось много разнообразных методик ручного пособия больным. Например, в древнем сочинении «Трактат Желтого императора о внутреннем»- Хуан Ди Нэй Цзин упоминаются методы Дао Инь (дословно: «направленное натяжение»)- это не что иное как древний аналог нынешних тракционных методик и функциональных техник (strain/counterstrain), Ань- надавливание (дозированная компрессия), Мо- растирание (послойное растирание), Цяо- вытягивание (приблизительный аналог дренажных техник) и др. Сохранились трактаты, достаточно подробно разъясняющие суть этих техник. Так например, в трактатах из даосского канона Дао Цзан описываются не только методы лечения, сохранения и укрепления здоровья с помощью различных методов массажа, но и изощренные системы воздействия на организм через соединительнотканные мембраны (фасции), костный мозг, ликвор, дыхание и кровообращение. Например, техника «Промывания мозга» Си Суй Цзин (ее современным аналогом является кранио-сакральная терапия) устная передача которой являлась секретной, рассматривалась как способ достижения долголетия. Эта система, даже при предварительном знакомстве, демонстрирует факт знакомства древних китайских медиков и религиозных деятелей применявших психо-физические методы саморегуляции с тем, что теперь называется краниосакральной механикой. Таким образом, у Вильяма Сатерленда, основоположника современной «краниальной концепции» были весьма древние предшественники с достаточно разработанной теорией.

Взаимодействие индийской, китайской и персидской медицины значительно обогатило арсенал арабской медицины и алхимии- непосредственной предшественницы средневековой западно-европейской медицины, однако этот период истории медицины в Европе скорее связан с историей фармакотерапии, хирургии и, в меньшей степени, с мануальной терапией. Это связано тем, что в рассматриваемый период истории, средневековые медики прежде всего имели дело с инфекционными заболеваниями и травмами. Это период пандемий, когда погибало до 80% населения стран Европы. Применение мануальной медицины в этот период «моровой язвы», в связи с высокой контагиозностью, было просто неуместным, лекари искали пути предупреждения инфекционных заболеваний и развивали фармакологические (препараты ртути) и гигиенические методы (асептика, антисептика). С другой стороны, это период «травматических эпидемий»- войн, длившихся иногда помногу лет (достаточно вспомнить столетнюю войну), что привело, в результате, к стремительному развитию хирургии- это также не стимулировало развитие мануальной медицины в этот период.

Однако, в народной среде сохранялись отдельные приемы мануального воздействия (в основном в среде «повивальных бабок») при черепно-мозговых травмах, кровотечениях, травмах позвоночника и конечностей. Народные лекари «правили пупок», «вправляли позвонки», «поднимали желудок» и т.д. Любопытно, в связи с этим отметить, что такого рода «специалисты» в России назывались «костоправами», а по-английски на заре остеопатии и хиропрактики их называли «bonesetters», что означает то же. В Китае исстари такого рода «народные» приемы называют Гу Чжэн- «вправление костей». Таким образом, идея «вправления» весьма устойчива и распространена у разных народов и, является, очевидно, отголоском древних форм врачевания.

1.2. Мануальная медицина в новое время


Из средневековой медицины развилась новейшая фармакотерапия и хирургия, особенно бурно это происходило в последние два-три века. Однако, мануальная медицина на Западе оставалась на примитивном уровне вплоть до середины 19 века. Научное развитие мануальной медицины в США связано с именем основателя остеопатической школы- А.Стилла (A.Т.Still), который в 1874 году основал в г. Кирксвилл свою медицинскую школу (А.Стилл служил хирургом во время Гражданской войны в США). Обучение в школе длилось 2 года, учащиеся были не профессиональными врачами, а любителями-самоучками.

В 1895 году комивояжер Д.Палмер (D.D.Palmer) основал школу хиропракторов. По сведениям остеопатов, Д.Палмер учился и лечился у А.Стилла, однако сам Д.Палмер утверждал, что учился у некого врача по фамилии Аткинсон. С самого начала между хиропракторами и остеопатами наметились непреодолимые противоречия, как в плане исходной теории, так и в отношении технических приемов. Хиропракторы развивали теорию «подвывиха» (subluxation) склоняясь, таким образом, к «структурализму», остеопаты же, напротив, настаивали на функциональных взаимоотношениях и употребляли в отношении патологии термин «остеопатическое повреждение» или, как это делают теперь, «соматическая дисфункция» (osteopathic lesion; somatic dysfunction). С другой стороны оба направления находятся в сложных отношениях с официальной медициной. Это связано было, прежде всего с тем, что и те и другие не обучали врачей официальной медицины, так как давали соответствующую клятву, и способствовали снижению гонораров и авторитета представителей официальной медицины и, поэтому какие-либо научные дискуссии были невозможны и, напротив, судебные и гражданские процессы были часты. Получающие в США образование хиропракторы дают обещание не основывать школ за границей и не делиться своими знаниями. Это не способствовало распространению хиропрактических знаний в Европе. И даже когда сын основателя хиропрактики Д.Палмера Б.Дж.Палмер вступил в контакт с немецкими врачами, интересовавшимися хиропрактикой, это вызвало бурю негодования со стороны хиропракторов, обосновавшихся в Европе, и его обвинили в предательстве. Надо заметить, что значительная часть учебной программы хиропрактических колледжей посвящена правовым вопросам хиропрактики и маркетинга. О назначении этой школы Б.Дж.Палмер говорил: «Наша школа построена на деловых, а не на профессиональных основах. Быть хиропрактором- бизнес. Он работает как машина. Одновременно с получением знаний по хиропрактике он проходит деловую школу. Мы обучаем не только основам знаний, но и тому, как следует их продавать».

Что касается остеопатической школы, при всей натянутости отношений с официальной медициной, удавались и плодотворные контакты. Здесь следует упомянуть такие имена как Menneil – профессор физиотерапии и его ученик Cyriax (его «Учебник ортопедической медицины» до сих пор является образцовым клиническим пособием). Начинал остеопатом и впоследствии приобщился к официальной медицине Stoddart.

После второй мировой войны, несколько позже открытия грыжи межпозвонкового диска, интерес врачей к позвоночнику значительно вырос, и возможности механотерапии стали рассматриваться шире и приобрели большую известность. Получили развитие и европейские остеопатические школы в Англии и Франции. Между врачами, остеопатами и даже хиропракторами в Европе устанавливаются контакты.

Официальная медицина, несмотря на ее многочисленные отрасли, представляет собой единое целое. Мануальная терапия оказалась действительно эффективным и важным методом лечения, поэтому отдельные методы мануальной терапии стали применять в различных отраслях медицины. В 1963 году в Германии (г.Хамм) была открыта клиника мануальной терапии. В 1970 году Maigne предложил ввести курс мануальной медицины на медицинском факультете в Париже. Длительность курса составляла тогда 5 месяцев, а затем была продлена до 1 года. В 1973 году курс мануальной медицины был основан на кафедре ортопедии в Мюнстере, а с 1974 года в Гамбурге. Общества мануальной медицины возникли в Бельгии, Австрии, Дании, Италии. В сентябре 1965 г. в Лондоне состоялся 1-й Учредительный конгресс Международной Федерации Мануальной Медицины- МФММ (FIMM). Всероссийская ассоциация мануальной медицины (ВАММ) с 1993 года является коллективным членом МФММ.

Учитывая особенности развития неврологии в России и в СССР, мануальная медицина оказалась предметом внимания, прежде всего, неврологов (в странах Западной Европы проблемами болей в области позвоночника и вообще опорно-двигательного аппарата занимаются в основном ревматологи и, в меньшей степени, неврологи и ортопеды). В 70-е, 80-е годы наметилась активизация деятельности врачей-любителей мануальной терапии. В этой среде оказалось много социально активных дилетантов и «костоправов» без медицинского образования, деятельность которых далеко не всегда оказывалась полезной. Однако, в этот период и официальная медицина также проявляет интерес к мануальной терапии (прежде всего в области позвоночника). Благодаря начинаниям заведующих кафедр неврологии- А.В.Клименко, О.Г.Когана, А.А.Скоромца, Г.А.Иваничева и др., начинается преподавание мануальной терапии на курсах последипломной подготовки и кафедрах неврологии в Запорожье, Казани, Москве, Новокузнецке, Петербурге и др. Отечественные специалисты обучались у преподавателей из различных стран Европы. Здесь, прежде всего, следует отметить таких популяризаторов мануальной медицины, как К.Левит, В.Янда, Г.Бухманн и др. Технические приемы, которым они обучали, исходно были направлены на коррекцию суставной патобиомеханики (артикуляционные высокоскоростные/низкоамплитудные техники и низкоскоростные/высокоамплитудные техники по глоссарию МФММ), что отражало общее состояние мануальной терапии начала 80-х в Европе. Таким образом, с самого начала в отечественной мануальной терапии преобладали манипуляционные (импульсные) и мобилизационные приемы (коротко- и длиннорычаговые). В этот период расширяются контакты отечественных специалистов с западноевропейскими и североамериканскими коллегами. Крупной вехой, в плане развития мануальной медицины в СССР и , далее, в странах СНГ, стало проведение 1-го международного семинара в Санкт-Петербурге с участием ведущих европейских специалистов в области мануальной медицины (п.Бернгардовка под Ленинградом).

Благодаря помощи Датской ассоциации мануальной медицины, владевшей к концу 80-х годов наиболее полным арсеналом методик мануальной терапии, и личным контактам с генеральным секретарем МФММ профессором И.Фоссгрином (J.Fossgreen) и секретарем по учебным вопросам Датской ассоциации мануальной медицины Х.Торбеном (H.Torben), Санкт-Петербургской ассоциации мануальных терапевтов (СПбАМТ) удалось организовать циклы семинаров для профессорско-преподавательского состава по различным вопросам современной мануальной медицины. Итогом этого постоянно действующего семинара стало усвоение отечественными специалистами «мягких» методик мануальной терапии, которые в целом и являются базой современной мануальной медицины (soft techniques). Начиная с 1992 года данные методики преподаются на факультетах усовершенствования врачей в Санкт-Петербурге (на кафедре неврологии и нейрохирургии СПбГМУ им.акад.И.П.Павлова- заведующий кафедрой академик РАМН Скоромец А.А.). Следует заметить, что именно эти «мягкие» техники отражают современную тенденцию в мировой мануальной медицине.

В настоящее время, специализация по мануальной терапии, наряду с углубленным изучением неврологии, биомеханики, лучевой диагностики и других дисциплин, предполагает освоение следующих основных технических разделов мануальной медицины: артикуляционных и миоэнергетических (нейромышечных) техник (МЭТ и НМТ), миофасциального рилиза (МФР), краниосакральных техник (КСТ), висцеральных техник (ВТ), дренажных техник (ДТ), функциональных и стрейн/контрстрейн техник (СКС), психосоматических техник (ПСТ) и др. Примечательно, что именно Россия стала первой страной, где мануальная терапия введена в реестр врачебных и провизорских специальностей как самостоятельная специальность.
Rambler's Top100


Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов
Besucherzahler plentyofish
счетчик посещений

статистика



Хостинг от uCoz